Цвет и свет – основные инструменты шоп-дизайна

Цвет и свет – основные инструменты шоп-дизайна

Бытует мнение, что яркие тона и краски - прерогатива ресторанов и клубов, а для магазинов надо выбирать пастельные тона и много света. О необходимости бороться со стереотипами и о методах этой борьбы мы сегодня беседуем с известным столичным дизайнером и декоратором Еленой Теплицкой.

Елена Теплицкая родилась в Уфе. Училась в Москве, закончила аспирантуру в Строгановке, стажировалась в Швейцарии, Великобритании и Италии. Увлекается скульптурой и инсталляциями. Ценит натуральные материалы - дерево, камень, металл и стекло. Активно использует их в своих интерьерах. Любит экспериментировать с цветом. Сначала занималась только интерьерным дизайном, но потом стала выпускать коллекции одежды. Участвует в профессиональных выставках в России и за рубежом, касающихся как модной одежды, общественных и домашних интерьеров, так и скульптуры. Автор нескольких популярных книг о декорации интерьеров, в недавнем прошлом – ведущая телепрограммы «Цветная революция».

- Елена, насколько важен выбор цвета в интерьере магазина? Можно ли говорить о том, что есть направления ритейла, в которых это роли не играет?

- Цвет важен всегда, во всех случаях. Он способен визуально расширить или сузить пространство, сделать его более теплым или более холодным. Можно придать помещению классический, авангардный, игривый или романтический вид. Стиль, объем, настроение, даже размеры помещения – все это задается цветом. Часто люди стараются оформить помещение целиком в пастельных тонах - мол, цветовые пятна могут вызвать раздражение, отвлечь от товара. Это ошибка. В интерьере обязательно должны присутствовать яркие элементы. Ведь пастельные розовые, лиловые, бирюзовые, персиковые оттенки создают ощущение покоя и комфорта, настраивают на релаксацию. Такое ли настроение должен вызывать интерьер магазина? А одна яркая, доминирующая стена (даже просто насыщенный оттенок того же цвета) способна создать некий праздник и, по сути, вообще дать энергетический заряд интерьеру.

- Когда мы говорим о цвете в магазине, значит ли это непременное многоцветие или можно ограничиться черно-белым сочетанием и выглядеть привлекательно? Торговым предприятиям какого рода рекомендован монохром, а кому следует быть яркими, цветными?

- Монохром рекомендован магазинам, продающим произведения искусства. Эти предметы становятся центром внимания, ничто не должно отвлекать от произведения. Не должно быть цветовой свистопляски в магазине, в котором продаются ювелирные изделия. А магазин, торгующий офисной мебелью, наоборот, не может быть скучным. Цвет здесь приветствуется! В данном случае цвет выделяет даже стандартный набор мебели. В интерьере дамского магазина фактура стен должна быть деликатной. Рисунки допустимы, но неброские, например ненавязчивый пастельный узор. В декоре можно использовать шелк, войлок, велюр, даже бархат. Это будет выглядеть роскошно, но сдержанно. Шелк или бархат сами по себе задают салонное настроение.

- А как насчет сочетаемости цветов?

- Сочетать можно практически все. Основной закон: два насыщенных цвета не могут существовать рядом без добавления пастели. Вернее, могут, но это будет кошмар… Два сильных цвета начинают бороться между собой, поэтому один обязательно должен быть бледнее. Некоторые сочетания (конечно, при соблюдении упомянутого закона) смотрятся особенно красиво. Например, оранжевый и синий, красный и зеленый, а также фиолетовый и желтый.

- Как следует выбирать освещение для магазина?

- Светильники могут быть и классическими, и современными - ориентируйтесь на их сочетаемость с торговой мебелью. В одних случаях (например, в бутиках или этнических магазинах) они могут быть привлекающими внимание, рассматриваться как декоративный элемент, а в других (в супермаркете, магазине часов или канцтоваров и т. п.) должны растворяться в пространстве, быть незаметными источниками света. Все зависит от концепции и специфики магазина, а часто – от вкуса его владельца. Конечно, есть какие-то правила. Например, при подсветке витрины не следует направлять свет в глаза покупателя или продавца. А в зоне примерочных должно быть всегда светло, чтобы можно было рассмотреть примеряемый наряд. Кстати, при оформлении этой зоны следует избегать броских оттенков: яркие стены дадут в зеркале искажение по цвету.

- Есть разница в световом и цветовом оформлении продовольственных магазинов и непродовольственных, больших и маленьких?

- Разумеется, площадь помещения диктует и цветовое, и световое решения. Большие помещения любят и ждут ярких и красочных решений. Но небольшой бутик может быть освещен в меру таинственно. Закон продовольственных магазинов – в интерьере должны присутствовать цвет и свет, вызывающие аппетит (это оранжевый и желтый). Стерильный белый интерьер вызывает ощущение пребывания в хирургическом кабинете, и уже не до еды…

- Елена, на Вашем счету несколько проектов магазинов. Над каким Вам было особенно интересно работать?

- Это магазин Khelo на Мытной улице в Москве. Ставилась задача сделать магазин в тибетском стиле. Было очень приятно работать с этническими цветовыми решениями, при этом внося что-то свое, интересно самим (с коллегами по мастерской) разрабатывать торговое оборудование. Оно было сделано из кованого металла и окрашенного дерева. Вообще многое для магазина было сделано своими руками (с удовольствием!). Причем в интерьере были использованы только натуральные материалы: в примерочной – шелковые занавеси, в витринах - льняной текстиль. Салон получился динамичным, легко изменяемым – заказчик ставил задачу сохранить возможность трансформации торгового зала в зал для показа, место для сбора друзей.

- Цвет – главное ваше пристрастие. Что еще отличает вас как декоратора?

- Наверное, натуральные материалы. Я панически боюсь всяких пластмасс. Они могут жить только на выставке, если это на пять дней. Не люблю виниловые обои, практически нигде их не использую. Синтетические материалы на полу тоже не уважаю. Люблю этнику и еще Англию. С последней у нас взаимная любовь. Там у меня много друзей, там я покупаю ткани для своих коллекций. Недавно я делала совместный проект с моим другом, английским декоратором, – оформление фарфорового магазина в Лондоне. Англичанам любопытно, как русский дизайнер думает. Когда я что-то делаю, они стоят за спиной, смотрят, а мне приятен этот живой интерес.

- Привлекательность проекта для дизайнера зависит от того, какова смета?

- Не всегда! Бывает сам проект настолько интересен, что мы можем согласиться на небольшие, умеренные гонорары.

- Как часто владельцы магазинов в России обращаются к профессиональным дизайнерам для разработки интерьеров торговых залов? Как обстоит дело за рубежом?

- В России, например, в мебельных салонах принято использовать только собственный внутренний резерв. По-моему, это слишком самонадеянно. Поэтому такие магазины в нашей стране выглядят одинаково. Европа давно поняла, что если сделать «вкусно» презентацию мебели, она «улетает» с сумасшедшей скоростью. Российским продавцам нужно понять, что, вкладывая деньги в декор, они, в свою очередь, способствуют собственному успеху. 

"Торговое оборудование - лучший выбор", 2009

Светлана Вахрушева

С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".

С видами стандартной торговой мебели  можно ознакомиться в разделе "Продукция".