— Мне бы хотелось рассмотреть несколько известных итальянских брэндов в качестве иллюстрации того, как дизайн отдельных вещей влияет на концепцию марки в целом, как стиль отражается в одежде, аксессуарах и интерьерах и из чего, собственно, складывается концепция модного бутика.
Досье
Микеле Дзини занимается архитектурными разработками и исследованиями в Милане и Модене. Читает магистерский курс по дизайну на факультете архитектуры Миланского политехнического университета, а также проводит конференции и семинары в Италии и за рубежом (Harvard University, Boston; UIAH University, Helsinki; Carnegie Mellon University, Pittsburgh; Hogskolen i Telemark, Notodden e Vestfold University (Norvegia) Lighthouse. Glasgow; CUBE, Manchester, Institute of education. Londra). В качестве архитектора Дзини разрабатывает дизайн для публичных пространств, занимается городским планированием, проектирует здания, а также оформляет интерьеры. Как дизайнер он увлечен конструированием мебели для школ, общественных помещений и домов. Его яркая работа — детская зона 5-го терминала лондонского аэропорта Heathrow. Микеле Дзини также разрабатывает проекты
дизайна интерьера для таких крупных промышленных групп, как Motorola, Algida, Vodafone, RCS, Gruppc Atlas Concorde.
Armani
Armani Group HBJiaeTCH является одним из ведущих мировых холдингов, который производит модные товары и предметы роскоши для мужчин и женщин. В 1975-м выходит первая женская коллекция Джорджио Армани - с этого года и ведется отсчет истории его империи. Группа разрабатывает, выпускает, распространяет и реализует в розницу модные и позиционные товары под целым рядом торговых марок: Giorgio Armani, Armani Collezioni, Emporio Armani, Armani Jeans, Armani Exchange, Armani Junior, Armani Casa. Сегодня дом моды Агташ представлен более чем 2000 магазинов по всему миру, в том числе и в России (Екатеринбург, Самара, Москва и Санкт-Петербург). Годовой оборот компании составляет более 1 миллиарда долларов.
Секрет Джорджио Армани — в сочетании классики и современности, в основе его стиля — элегантность и практичность, лаконичность и экологичность. Основные цвета в коллекциях: черный, белый, серый, темно-синий, бежевый — естественные, ненавязчивые, комфортные. Практически никогда ничего розового, красный — только в вечерних нарядах. Эта марка не старается удивить неожиданной новизной линий, кроя или колористических решений, но при этом у нее масса приверженцев во всем мире. Поэтому ассортимент продукции, выпускаемой под этим брэндом, постоянно пополняется: к одежде, аксессуарам, очкам, часам, ювелирным украшениям прибавились парфюмерия и косметика, а потом и домашние интерьеры. И во всем предпочтение отдается натуральным тканям и материалам. Кажется, теперь марка представляет все, что необходимо современному человеку.
Дизайн магазина EMPORIO ARMANI в Санкт-Петербурге разработал лично знаменитый кутюрье
Ее линия предметов интерьера называется Armani Casa. Она сейчас популяризируется во всем мире. Сама идея создания этой линии родилась у Джорджио Армани в процессе смены интерьера в главном бутике брэнда в Милане вслед за изменениями в обстановке собственного дома. Это было серьезное отступление известного модельера от традиционного понятия «высокая мода». Другой шаг в сторону — открытие книжного магазина Armani book shop. Но и это открытие не противоречит концепции марки в целом, поскольку само чтение книг — это классика, тем более предлагаемый здесь ассортимент изыскан: книги по истории искусства, моды и фотографии.
Теперь об интерьере магазинов, где это все предлагается. Их стиль тот же, что и у марки в целом, — монохромный, минималистичный, практичный и естественный. В дизайне бутиков часто экспрессия уступает самому материалу: стеклу, камню, дереву. Монохромные стены становятся эффектными благодаря игре света, как в мультибрэндовом салоне Armani в Гонконге, или они «исчезают», словно незаметный фон, как в салоне Armani Casa. Большие пространства для покупателя, сохранение ощущения свободы внутри помещения — это пространственный аналог практичности и удобного кроя одежды от Армани.
Prada
Компанию, которая первоначально именовалась как Prada Brothers, основал в 1913 году в Милане Марио Прада. В 1978 году компанию унаследовала его внучка Миуччия Прада. В ассортименте компании - эксклюзивная одежда, обувь, сумки, аксессуары, косметика. Империя Prada имеет более 300 монобрэндовых магазинов по всему миру, в их числе несколько в Москве. Крупные торговые предприятия брэнда находятся в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Токио. Последние 10 лет -время коммерческого взлета Ргайа. Компании принадлежит несколько торговых марок: Prada Donna, Prada Uomo, Miu Miu, Helmut Lang, Jil Sander, Granello и др. Состояние Prada оценивается в 1,5 миллиарда долларов.
Оригинальное здание выстроил модный дом Prada в Токио.
Стиль Prada — это значительно больше гламурности, глянцевости, яркости. Конечно, здесь тоже есть спокойные цвета, но это не главное. Конечный образ, который складывается, далек от образа, который создает Армани. Я бы сказал, тут больше экстремизма, эклектичности и новаторства. Неслучайно имя Мучии Прада также связано с современным искусством: в ее бутиках экспонируются картины современных художников, и сама она порой выбирает для своих салонов музейные площади (например, помещение бывшего Музея Гуггенхайма в SoHo). Бесконечные эксперименты в области инновационных материалов и технологий относятся не только к модным коллекциям дизайнера, но и к мега-магазинам под брэндом Prada.
В 1999 году, задавшись целью вывести на новый уровень имидж компании, а вместе с ним и общепринятое представление о шопинге, Prada открыла новую эпоху в коммерческой архитектуре: ее шоу-румы заполнены новейшими технологическими достижениями, а архитекторам предоставляется возможность реализовать практически все, на что они способны.
Взять хотя бы упомянутый магазин в здании, где находился Музей Гуггенхайма в SoHo. Большую часть двухэтажного пространства занимает простирающаяся на всю длину магазина «волна», напоминающая горку для скейтбординга. Ступеньки одного из ее скатов днем используются для демонстрации сумочек и туфель, а к вечеру становятся трибуной, способной вместить до 200 зрителей. На противоположном скате небольшая платформа, поворачиваясь, превращается в сцену или экран. Над «волной», под самым потолком, подвешены металлические контейнеры-клетки разных размеров. Они легко перемещаются по рельсам и создают скученные или разбросанные композиции, демонстрируя заключенные в них дизайнерские новинки. В подвальном помещении, куда можно спуститься на огромном цилиндрическом лифте, стоит просторная кабинка для примерки одежды. Легкое прикосновение к напольной кнопке — и за покупателем бесшумно закроется стеклянная дверь. Одно прикосновение к соседней кнопке — и прозрачное стекло, мгновенно электризуясь, заполнится белым облаком — теперь примерочная кабинка непрозрачна. Находящееся перед покупателем чудо-зеркало при помощи камер и встроенного видеомонитора демонстрирует, как сидит примеряемая вещь, и показывает движения человека в замедленном режиме. А замысловатая система освещения поможет представить, как будет выглядеть вещь при самом различном освещении.
Семиэтажный центр Prada в Токио является первым зданием, которое возвели с нулевого цикла специально для этого модного дома. Очертания магазина напоминают кристалл. Ромбическая решетка на фасаде представляет собой сочетание выпуклых, вогнутых и плоских стеклянных панелей. Эти разнообразные геометрические формы создают многогранные отражения, демонстрируя зрителям внутри и снаружи постоянно меняющиеся картины и почти кинематографические перспективы товаров, города и людей. Решетка на фасаде – не только оптический аттракцион, но и органическая, функциональная часть инженерной структуры: соединенная с вертикальными опорами здания, она поддерживает потолки. Огромные горизонтальные трубы выполняют двойную функцию: они укрепляют конструкцию и обеспечивают место для более уединенных помещений, таких как примерочные кабинки или кассы (которые иначе остались бы незащищенными от посторонних глаз на открытых и ярко освещенных этажах здания). Важная роль в магазине отводится созданному по авторским эскизам
торговому оборудованию — светильникам, сиденьям и вешалам,
витринам, оптоволоконным столам,
стойкам reception и касс. Выбор материалов
торговой мебели варьируется от откровенно искусственных (синтетические смолы, силикон и стекловолокно) до натуральных (кожа, мох, пористые деревянные обшивки). Отметая застывшие представления о распределении стилей, подобная эклектика соединяет традиционные и радикально современные аспекты в качестве равноправных компонентов и отражает стиль Prada.
Dolce&Gabbana
Этот дом моды был основан в Милане в 1985 году. Его создатели - итальянские дизайнеры Доминико Дольче (Domenico Dolce) и Стефано Габбана (Stefano Gabbana). Своими музами они называют Софи Лорен, Джину Лоллобриджиду, Анну Маньяни в фильмах 50-60-х годов. Выпускаемая продукция - эксклюзивная одежда, обувь, нижнее белье, парфюмерия, часы, ювелирные украшения, аксессуары. Компания развивает три марки: Dolce&Gabbana, D&G и D&GJunior. По некоторым данным, ее стоимость составляет около 700 миллионов долларов, годовая прибыль - десятки миллионов.
Еще более экстремальный и в то же время барочный пример итальянского дизайна - брэнд Dolce&Gabbana. В основе стиля – идентичность сицилийской, южно- итальянской культуры, тяготеющей к внешним проявлениям богатства. Тщательно разрабатывая темы, предложенные итальянским неореализмом в кино, эта пара дизайнеров создает роскошную, блестящую, яркую современность. Неслучайно в рекламе этого брэнда (особенно нижнего белья) снимается очень много звезд кино, причем чаще это дамы с формами, как у итальянских киногероинь 1950-60-х. В дизайне бутиков, салонов, офисов этой марки превалирует необарокко. Если это не роскошная мебель, стилизованная под старину, то некие шикарные современные разработки. Как пример я привел бы ресторан Gold в Милане, дизайн которого разработали Доменико Дольче и Стефано Габбана. Все предметы декора в ресторане либо с напылением золота высочайшей пробы, либо полностью выполнены из драгоценного металла, что соответствует не только названию заведения, но и стилю Dolce&Gabbana. Белая, обитая кожей, мебель тоже ассоциируется с роскошью.
Как видите, не только вся линейка продуктов внутри брэнда решается в едином ключе, но и дизайн помещений, связанных с каждой маркой, тоже. Более того, марки начинают проникать во все сферы жизни, расширяя, таким образом, свое влияние, буквально превращая стиль одежды в стиль жизни.
Подготовила Светлана Вахрушева
Фото предоставлены лофт- проектом «Этажи»
Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор" № 4, 2009 г.