Мерчандайзинг трикотажных изделий
В сезоны распродаж полки и вешалки магазинов крупных одежных сетей (не самых дорогих) стремительно пустеют, а количество посетителей магазинов возрастает. И это неудивительно: покупательский ажиотаж провоцируют скидки, достигающие 50%. Этот ажиотаж отражают прежде всего «лица» магазинов — их витрины, между которыми начинает происходить настоящее конкурсное соревнование под лозунгом «Торопитесь купить за гроши то, что еще осталось в магазине!».
Например, израильский магазин Castro летом 2006 г. выставил в витринах толпу голых белых женских и мужских манекенов, нацепив им на шеи полуметровые желто-красные плакаты с надписями «Final Sale», одновременно расположив некие столбики с треугольными указателями в разные стороны. При этом белые голые манекены были расположены на белом фоне с летающими розовыми бабочками и птичками на штриховом городском ландшафте, олицетворяющими, по всей видимости, остатки улетающей одежды. Смысл понятен: в магазине Castro до того всё распродали, что даже манекены остались не то что без исподнего, а даже без фигового листочка.
В магазине Sasch в витрине были выставлены только ноги мужских и женских манекенов, одетые в джинсы, на которых покоились свернутые в трогательные рулончики остатки изделий летней распродаваемой коллекции. Смысл витрины также не оставляет сомнений: «Распродажа сворачивается». Непонятно одно: куда делись все остальные части манекенов, неужели тоже «свернулись» или «распродались»?
Наконец, в ТЦ «Модная одежда» в уличных витринах первого этажа магазинов Sisley и Benetton тоже были выставлены обнаженные манекены (и женские и мужские), правда, уже телесного цвета, обмотанные корабельными тросами в тех местах, на которые у людей принято надевать нижнее белье. Внутри торгового зала манекены были оформлены еще круче. На всех четырех этажах торгового центра, в том числе и вдоль лестниц, стояли белые манекены, от бедра до верха груди «одетые» в разноцветные... картонные коробки, подразумевающие, видимо, пустые картонные упаковки от одежды. Архетип все тот же — летняя коллекция распродана, что призвано вызвать импульсивное желание успеть купить хоть что-то.
Как же должны и как не должны работать мер- чандайзеры с трикотажными изделиями в зоне выкладки/вывески торгового зала в условиях такого ажиотажа?
Как не надо работать. Для двухэтажного торгового зала магазина Terranova характерны:
1) максимум посетителей, невменяемых от желания хоть что-нибудь успеть урвать (именно импульсивно урвать, а не осознанно купить);
2) минимум продавцов;
3) минимум примерочных (на первом этаже их всего три, причем очередь в них достигает 15 человек и у каждого мающегося в очереди в руках несколько вещей);
4) отсутствие кондиционеров и, как следствие, жуткая духота.
Поэтому ни о каких выкладках и вывесках здесь думать не приходилось. В вертикальной то ли вывеске, то ли выкладке трикотаж был перемешан с джинсами и легкой одеждой, а на горизонтальных подиумах банально свален в кучу. Причем именно трикотаж, ведь летом он меньше интересует покупателей, а значит, и продавцов. Поскольку вещи в магазине были представлены очень ярких оттенков, он пестрил всевозможными цветами. Понятно, что эта пестрота отвлекала внимание посетителей и от фасонов, и от размеров, и уж тем более от качества изделий. Систематизировать здесь что-либо невозможно, так же как и не представляется возможным говорить не только о мер- чандайзинге трикотажа, но и о мерчандайзинге в магазине как таковом.
Нечто подобное можно было наблюдать и в популярном испанском сетевом магазине Zara, хотя если говорить только о трикотаже, то на втором «мужском» этаже он все же был аккуратно разложен на островном трехуровневом стеллаже. Летний мужской трикотаж (тонкие однотонные свитера из трикотажного полотна) выложен следующим образом: на верхнем уровне стеллажа светло-синие свитера; на втором уровне — светло-бутылочные (пастельно-зеленые), бежевые и розовые, затем сиреневые. Строго соблюден принцип «от холодного к холодному через теплое», что выглядит весьма достойно. Но на нижнем третьем уровне стеллажа все уже не так достойно. Поверхность стеллажа декорирована фактурой черного дерева. И на этой фактуре внизу (0,5 м от уровня пола), куда посетитель может и не взглянуть, выложены свитера... черного, темно-синего, темно-коричневого и темно-серого цветов. Хотя по логике мерчандайзинга все должно быть наоборот — выше темные изделия, ниже светлые на черном фоне: на контраст «светлое — черное» посетитель всегда обратит внимание. Московская Zara отличается от мадридской или барселонской: в другой части мужского зала трикотаж был выложен на высоте около двух метров, куда уж точно среднестатистический испанец (да и многие русские) дотянулся бы, только встав на цыпочки.
В «женском» зале на первом этаже вся выкладка и вывеска трикотажа в точности походила на соседний магазин Terranova, только куча трикотажа, существенно больше и сильно напоминает свалку. При этом до слез умиляла стоящая рядом продавщица, которая искренне и на полном серьезе советовала не стесняться, а смело рыться в этой свалке (заметим, что это вещи последней коллекции, а не прошлогодний сток, к тому же вещи не бракованные, хотя и сильно перемятые). Конечно, это можно объяснить ценой. В женском зале на все цена одна — 599 руб. Но, видимо, что испанке хорошо, то русской женщине — наоборот, не очень. Наши женщины брезгуют рыться в мятой трикотажной свалке, по нашей ментальности всё, что свалено в кучу, а не аккуратно выложено, — брак. Аккуратно были выложены только майки с огромными якорями из люрекса во всю грудь, да и то только потому, что их, как признаются продавцы, никто не хочет брать. Даже за 599 руб.
С субзоной примерочных кабинок ситуация точно такая же, как и в Terranova, только в отличие от него в торговом зале повсюду были вывешены объявления (новая разновидность POS-материа- лов?) грозного содержания «Для примерки больше пяти вещей в одни руки не брать!». И это понятно. Если в три примерочные стоит очередь в 15 человек и каждая женщина на примерку каждой из пяти вещей потратит хотя бы по пять минут, то... шестнадцатый посетитель примерочной будет ждать больше шести часов!
Видимо, Zara с Terranova по-соседски летом ходят в гости делиться свои опытом в мерчандай- зинге — импортным, но не всегда позитивным.
Зато в магазине Sasch, в котором, кстати, трикотажа достаточно много, а посетителей довольно мало, местные мерчандайзеры проявили истинную «креативность» в вывеске летних изделий. «Уместно» составленный, по их мнению, единичный летний гардероб был свободно «раскидан» по белым стенам, словно «распятия», казалось, что вывешенные фронтально вещи прибиты гвоздями к стене, но зато по правилу «золотого треугольника» (рис. 5.12).
Рис. 5.12. вывеска в магазине Sasch: 7 — пляжная сумка; 2 — трикотажный джемпер; 3 — мини-юбка; 4 — трусики от купальника бикини; 5 — махровое полотенце и пляжные тапочки
Основное место в данной «композиции» (см. рис. 5.12) занимали две одинаковые трикотажные кофточки в светло-бежевую и белую полоску. Под первой из них расположена умилительная мини-юбка в крупный розовый цветочек с белой рюшкой внизу. По бокам раскиданы трикотажные синие пляжные сумки, тоже в крупный цветочек, под которыми вывешена пара вульгарных розовых трусиков от купальника бикини (заметим, что верх купальника, т.е. бюстгальтер, композицией не предусмотрен, видимо, подразумеваются прогулки или отдых на пляже top-less). Наконец, над второй трикотажной кофточкой, правда, уже на полочке, расположено темно-голубое банное махровое полотенце, на котором покоились тоже темно-голубые пляжные тапочки типа вьетнамок. Эту фирменную мерчандайзинговую «инсталляцию» смело можно назвать «Лето от Sasch — 2006» и выставить в Музее современного искусства.
Конечно, это только «презентация» трикотажа от Sasch. Основной ассортимент (разноцветные пуловеры) был выложен простыми стопочками на угловых полках, но здесь наблюдалась небрежность выкладки, обращающая на себя внимание: один пуловер смят, у другого что-то как-то загнулось, у третьего свесился рукав и т.п. Эта небрежность выкладки/вывески, похоже, стала философией данного магазина, рассчитанного на молодежь в возрастной категории до 25 лет.
Образцы для продуманной и тщательно просчитанной идеальной выкладки/вывески трикотажных изделий от Glenfield могут служить учебным пособием для мерчандайзера.
Как надо работать. Основой мерчандайзинга английских магазинов Burberry является прежде всего их бренд, отражающий вековой британский дух и ментальность викторианской эпохи, не терпящей вульгарности и очень выборочно и сдержанно относящейся к ярким цветам в одежде. Лишь «островки» яркой одежды (желтой, оранжевой, тепло-розовой и в бордово-белую клетку) в коллекции трикотажа для мужчин призваны разбавлять традиционную английскую «серятину».
Мужская коллекция выставлена классически просто: на верхней полке одной стойки расположена сумка; на второй полке (на уровне глаз взрослого мужчины) в формате 2x2, т.е. две стопки по две вещи, лежат традиционные трикотажные рубашки с короткими/длинными рукавами на трех пуговицах; внизу свободно, часть в профиль, часть фронтально, по принципу от темного к светлому развешан трикотаж на специальных вешалках с поролоновым напылением на концах плечиков.
В «женском» зале большое место отведено классическим клетчатым трикотажным вещам от Burberry (это знаменитая клетка из светло-беже- вых квадратов в черно-белой окантовке и с пропущенной внутри квадрата еще одной тонкой красной клеткой придумана в 1930 г.). Стоит отметить, что если раньше этот клетчатый шерстяной трикотаж применялся только для подкладки плащей (да и то в основном мужских, вспомним классические плащи-макинтоши), то сегодня представлены и клетчатые платья (в том числе и открытые летние), и блузки, и деловые дамские костюмы и т.д.1
Очень интересны представленные в магазине POS-материалы (или «look», небольшие постеры, стоящие на верхних полках и отображающие «взгляд» магазина (отсюда и название) на свою последнюю коллекцию). Эти постеры посвящены 150-летию создания сети магазинов Burberry (2006 г.) и отражают цвет юбилейной коллекции — теплые золотистые тона и британский флаг, который соответственно стал вместо красно-сине- белого просто темно-золотым с белым. Справа от каждого такого постера на фоне золотого британского флага позирует манекенщица, демонстрирующая по одному имиджевому гардеробу из осенней коллекции, предназначенной к показу в Милане. А поскольку в магазинах Burberry трикотаж занимает лидирующее положение, на постерах противопоставлены блестящая фактура «золотого» атласа британского флага и мягкие волокна трикотажных изделий (вязаный трикотаж, джерси, жаккард, интарсиа и т.д.).
Интересен еще один мерчандайзинговый ход, подчеркивающий трикотажный ассортимент магазина. Это... барашки (пластмассовые, в натуральную величину) вместо традиционных манекенов. Это и напоминание о натуральной продукции магазинов Burberry, и намек на тепло и уют представленных трикотажных изделий. Забавно, что в мужском зале стоит белый барашек — скорее овечка, а в женском зале — черный баран с густой шерстью.
После дорогого и теперь уже псевдоэлитного Burberry заглянем в более демократичный, но с не менее качественным трикотажем магазин сети Glenfield. Сразу отметим, что в магазинах Glenfield также предусмотрены скидки, но не бывает ажиотажа, хотя, как и у любого магазина, основной целью его деятельности являются максимальные продажи. Почему же так происходит? Потому что в магазинах этой сети никто ничего в мерчандай- зинге не придумывает. Есть философия бренда, жесткие программы витрин и мерчандайзинг-бук, которые в начале года поступают из Италии и которыми руководствуется персонал всех магазинов Glenfield не только в Москве, но во всех странах, где представлены магазины сети. Философия магазина следующая: «Мы продаем формулу успеха». Но эта философия основана на трех китах, т.е. состоит из трех базовых концепций.
Концепция первая: в идеале магазин является продолжением витрины. Данная концепция предполагает следующее:
1) трикотажное изделие, выставленное в витрине на манекене, должно быть вывешено фронтально в торговом зале;
2) обязательное совмещение фронтальной вывески и горизонтальной (стопкой) выкладки.
Концепция вторая: сеть магазинов Glenfield как живой организм. Согласно этой концепции должны осуществляться:
a. выход двух коллекций в год, которые делятся на две подколлекции;
b. кардинальная смена цветовой гаммы два раза в год;
c. смена витрин один раз в десять дней, минимум один раз в две недели;
d. один раз в десять дней (один раз в две недели) полная смена выкладки/вывески в торговом зале во всей сети. Меняется даже освещение;
e. смена торгового оборудования раз в три года;
f. периодическая смена вывесок и световых табло (например, раньше логотип на вывесках был написан белым по зеленому, а теперь зеленым по белому; если раньше вывеска была просто световым табло, то теперь она сделана в виде фирменной этикетки).
Концепция третья: главное — создать total look, или комплектность.
Философия и три базовые концепции Glenfield породили ряд правил, определяющих мерчандай- зингсети и, по сути, являющихся фирменным стилем магазинов. Перечислим только часть из них (полный перечень является коммерческой тайной компании):
1) представлять аксессуары только на вещах, только вместе с вещами и никогда отдельно, например в прикассовой зоне
2) если в головном итальянском офисе сказано выложить две стопки трикотажных изделий на метровом стеллаже, магазин не имеет права выкладывать три;
3) стопки трикотажных изделий не должны касаться верхней полки;
4) летом в одной стопке может находиться пять тонких изделий, зимой, когда свитера толще, только три изделия;
5) внутри каждого свитера или пуловера обязательно должна быть проложена бумага формата А-4, чтобы изделие сохраняло свою форму и складка на сгибе была ровной;
6) все трикотажные изделия должны быть вывешены на специальных плечиках, покрытых бархоткой;
7) выкладка/вывеска идет только по цветам.
Стандартную выкладку/вывеску трикотажных изделий от отечественного производителя Jacklin можно оставить без комментариев. Как говорится, все познается в сравнении.
Точное и неукоснительное соблюдение философии, базовых концепций и правил привели к тому, что итальянские супервайзеры, ранее приезжавшие в московские магазины Glenfield раз в месяц, теперь работают на доверии с московскими мерчандайзерами, которые просто регулярно отсылают в Италию фотографии выкладок и вывесок. В свою очередь, наши мерчандайзеры обязательно раз в год ездят в Италию на обучение (повышение квалификации), где им рассказывают в основном о новых тенденциях сети. Стоит также обратить внимание на то, что понятие «целевая аудитория» в сети Glenfield отсутствует: в ее магазинах представлены модели для всех возрастов — от 20 до 70 лет (от авангардных моделей для молодежи до строгой классики). Это важное конкурентное преимущество, поскольку у всех рассмотренных выше магазинов, за исключением Burberry, есть целевая аудитория, возраст которой ограничен 30—35 годами. Таким образом, магазин Glenfield по праву может позиционировать себя как не имеющий конкурентов в своей ценовой категории.
[1] Стоит также отметить, что пополнив с недавних пор число брендов, полюбившихся британской молодежи, этот бренд стал стремительно терять продажи: молодежь оказалась агрессивными цветными элементами с нищих окраин, «запавших» на британскую культовую клетку.
П.А.Пименов
Вижу - хочу! Мерчандайзинг в мире моды
С готовыми проектами бутиков, салонов, магазинов можно ознакомиться в разделе "Портфолио".
С видами стандартной торговой мебели можно ознакомиться в разделе "Продукция".
Для расчёта производства индивидуальной мебели, пожалуйста, воспользуйтесь формой для оформления заказа:
Отправить запрос
Также Вы можете прислать проект "бренд-бук"" по адресу: laden@laden.ru
Или позвоните по телефону: +7 (999) 884-49-55